С установкой минусовой температуры и выпадением снежного покрова производители шин рекомендуют менять колеса на зимний вариант. Время проведения этой процедуры указывается в нормативных актах. Когда надо менять шины по правилам, где это делать, и что будет, если замена не проведена своевременно, рассказываем в нашем материале.
О важности смены резины по сезону
Стандартно о смене колес водители задумываются ближе к ноябрю, когда погодные условия диктуют свои правила. При этом в зависимости от региона этот срок может смещаться. Например, на юге переход обычно происходит чуть ли не в разгар зимы, а в северных краях – уже в сентябре. О конкретных сроках не говорит никто, так как важнее обеспечить безопасность движения и управления ТС. Зачем вообще ставить зимние шины:
- Улучшается сцепление с дорогой. Зимние покрышки создаются из специальной резины, имеют особенный рисунок протектора, а иногда и шипы. Все это обеспечивает отличное сцепление с дорогой, особенно при морозах, гололедице или снегопадах. Сокращается тормозной путь. Это делает процесс торможения более безопасным при езде на заснеженном или обледенелом участке. Риск аварий минимизируется, а водитель и его пассажиры надежно защищаются.
- Вовремя отводится влага. На зимних дорогах часто накапливается влага, которая приводит к ухудшению сцепления с поверхностью. Правильная резина имеет более глубокие канавки протектора, которые отлично справляются с отведением воды, поэтому можно спокойно ездить по мокрой дороге и лужам.
- Не теряется эластичность. Даже при сильно низких температурах покрышки сохраняют мягкость за счет адаптации к поверхности, что положительно влияет на сцепление. Что касается летней резины, ее эластичность снижается уже при температуре +7 градусов, соответственно, сцепление будет плохим, ухудшится управляемость автомобилем. Кроме того, на холоде такие шины становятся дубовыми и не сохраняют эксплуатационные свойства.
- Замены требует закон. Согласно российскому законодательству, водители обязаны «переобувать» автомобиль, как только меняется погода. Если нарушать это правило, устанавливаются штрафы и другие санкции.
Экономить на замене не стоит: летние нешипованные шины хуже ведут себя на дорожном покрытии, при трении будут нагреваться, а в жару это может привести к тому, что колесо лопнет прямо во время движения по трассе.
Что говорят нормативы
Ответ на вопрос, когда менять летние шины, можно найти в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». П. 5.5 приложения №8 указывает на следующие моменты:
- зимняя резина с шипами не используется в период с июня по август,
- на транспортные средства категорий M1, N1 с декабря по февраль ставятся зимние шины (глубина их протектора составляет не менее 4 мм, а сами покрышки имеют маркировку М+S (M&S или M S) и дополняются рисунком в виде горы с тремя пиками и снежинкой внутри),
- сезонность может варьироваться в каждой стране по-своему с учетом климатических и географических факторов.
О регулировании смены зимних и летних шин можно почитать в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС.
О смене колес в разных регионах
Время, когда менять шины на зимние, может несколько меняться в зависимости от региона и его расположения. Например, пока на севере еще лежит снег, на юге уже становится слишком тепло. Правила примерно такие:
- В Центральном, Северо-Западном, Приволжском округах – с конца октября до начала ноября.
- В Южном округе и на Северном Кавказе – в ноябре-декабре.
- В Сибири, на Дальнем Востоке и Урале – в сентябре.
Отдельно стоит сказать о всесезонных шинах. По мнению экспертов, такое название условно и говорит о том, что пользоваться ими можно теплой зимой при температуре максимум -10 градусов на чистом асфальте. В России на всесезонках можно ездить только в южных регионах.
Где лучше «переобуваться»
Подобной работой занимаются в автосервисах, шиномонтажных и дилерских центрах, на СТО и в мастерских, а также в частных гаражах. Во всех случаях манипуляцию будут проводить опытные мастера, которые кроме замены покрышек могут заняться балансировкой колес, провести легкую диагностику.
Обратиться в автосервис
Надежнее всего обратиться к специалистам станции техобслуживания или автосервис. Преимущества такого решения в следующем:
- Высокий уровень сервиса. Станции имеют современное оборудование, поэтому шины меняются быстро, а главное под контролем и в соответствии с требованиями.
- Проверка состояния резины. Специалисты проверят состояние зимних покрышек до их установки, так как непригодные колеса могут привести к печальным последствиям на дороге.
- Проверка балансировки колес. Балансировка нужна для того, чтобы равномерно распределялся вес колеса относительно его центра. В результате вибрация минимизируется, а покрышки и диски не так быстро изнашиваются.
- Получение гарантии. Обращение в сертифицированные автосервисы или дилерские центры позволяет сохранить гарантию на автомобиль, при этом основные работы будут выполнены в соответствии с рекомендациями бренда.
Обращаясь на СТО, водитель может попросить проведение дополнительных работ. Например, иногда требуется проверить давление в шинах, осмотреть тормозную систему или другие механизмы, функционирование которых вызывает какие-то вопросы.
Минусы обращения в сервис:
- Более высокая стоимость. Работы по замене шин стоят дороже, чем если обратиться к частному мастеру или провести работу самостоятельно. Как правило, цены растут в пик обращений, а в некоторых сервисах могут навязывать дополнительные услуги – часто они не нужны, но обслуживание в разы дорожает.
- Очереди. В случае внезапных изменений погоды нужно успеть записаться к мастерам, так как очереди в сезон резко вырастают.
Лучше всего обращаться в проверенные сервисы или в дилерские центры, где гарантируется профессиональный подход к выполнению работ.
Поставить шины самостоятельно
Переобувание шин – популярная услуга на станциях СТО, но многие владельцы авто хотят сэкономить и ставят зимнюю резину самостоятельно. Среди преимуществ такого решения можно отметить:
- Экономию. Самый главный плюс выполнить работу самостоятельно – это сэкономить на оплате работы мастеров.
- Удобство. Поставить шины можно в любое удобное для себя время, не завися от времени работы сервиса или очередей.
- Новые навыки. Умение самостоятельно ставить колеса будет полезным навыком для водителя, особенно в нестандартных ситуациях, например, при проколе или порезе.
- Качество. Можно самостоятельно контролировать правильность закручивания крепежных элементов и установку колес.
При этом минусов у самостоятельной установки также хватает:
- Придется купить инструменты. Для проведения манипуляции нужно запастись домкратом, ключами, насосом, монтажными лопатками.
- Нужно приложить усилия. С тяжелыми колесами или при сильном закручивании деталей придется постараться, чтобы все это открутить и заново надежно закрутить.
- Высока вероятность ошибок. При отсутствии опыта можно плохо затянуть болты, неправильно установить покрышку или не добиться нужной балансировки. В результате управляемость станет хуже, а также вырастет риск аварии.
- Ограниченный функционал. В собственном гараже невозможно балансировать колеса, а от этого зависят вибрации в кузове и другие негативные последствия.
Получается, что самостоятельно поменять покрышки – это дешево и полезно с точки зрения обретения нового навыка, но не всегда надежно и безопасно. Если есть сомнения в своих силах, лучше все-таки обратиться в специализированные центры.
Менять полностью или частично?
Комплект новых шин стоит недешево, и каждый автовладелец стремится к тому, чтобы обойтись минимальными вложениями. К тому же часто одни покрышки сильно изнашиваются, а другие еще вполне годятся для использования. Когда менять шины по закону, мы разобрались. А что говорят нормы по поводу полной или частичной замены? Законодательство никак не ограничивает этот процесс, поэтому можно спокойно поставить две новые покрышки и две старые. Но есть несколько правил:
- Сочетать шины с одинаковыми характеристиками. Закон запрещает комбинировать шипы с липучками, колеса разной конструкции или размеров, с разным рисунком протектора. Автомобиль в этом случае считается неисправным, а управление им приведет к штрафу.
- Ставить новые покрышки на заднюю ось при комбинации со старыми. Правило распространяется на машины с передним приводом. Задние шины изнашиваются быстрее, что негативно влияет на управление автомобилем и повышает риск заноса.
- Учитывать рекомендации производителя. Для большей надежности и безопасности стоит выбирать покрышки, максимально совпадающие с моделями от производителя. Речь идет о рисунке протектора, конструкции, типоразмере.
- Выбирать нормальный уровень производительности. Индекс скорости или предельной нагрузки не должен быть меньше, чем на старых покрышках.
Нарушение этих правил чревато риском разбалансировки колес, а это негативно влияет на управление транспортным средством, его маневрирование.
Как хранить зимние шины
Зная, когда нужно менять летние шины на зимние, можно продлить срок их службы и сделать управление своей машиной безопасным. Куда девать снятые колеса? Надежнее всего доверить их хранение специализированному центру или дилеру, но многие оставляют их в гараже. Как это организовать правильно:
- При наличии колесного диска покрышки подвешивают или укладывают стопкой друг на друга.
- При отсутствии колесного диска шины ставят на протектор плотно друг к другу и переворачивают каждый месяц.
- Нельзя хранить колеса вблизи отопительных приборов.
- Следить, чтобы на покрышках не было вмятин.
- В помещении должно быть темно, сухо и прохладно.
- До организации хранения очистить покрышки от грязи и продумать, чтобы на их поверхность не попали маслянистые вещества, бензин, смазка – это негативно сказывается на качестве резины.
Способы продления срока службы шин
Стандартный комплект шин рассчитан примерно на 5-6 сезонов, если соблюдать простые правила:
- Менять колеса в соответствии с сезоном, так как высокая или низкая температура ухудшает свойства шин.
- Обкатывать новую резину с постепенным увеличением нагрузки, чтобы она лучше «села» на диск.
- Поддерживать давление, так как если оно будет низким, покрышки изнашиваются быстрее. Избыток давления скажется на ухудшении сцепления. Для проверки уровня давления стоит поставить специальный датчик.
- Тормозить и трогаться в плавном режиме, так как резкие движения истончают резину, вызывая преждевременный износ тормозной системы.
- Соблюдать индекс скорости, который производитель указывает в документации.
- Следить за тем, чтобы не было перезагрузки автомобиля, а также контролировать балансировку.
- Выполнять сход-развал, чтобы проверять вовремя расположение колес, ровность их установки – от этого зависит равномерность нагрузки.
Кроме своевременной замены шин по сезону важно следить за состоянием своего автомобиля. Если вам понадобятся запчасти для китайских машин, вы можете обратиться в компанию «АвтоChina». У нас комплектующие оригинального производства и выгодная доставка по всей России.
Популярные вопросы
Можно ли получить штраф за несвоевременную замену шин?
За управление неисправным автомобилем могут установить штраф в 500 рублей, при этом о неисправности говорит использование шиповки летом и летних покрышек зимой.
Когда покупать зимние шины?
Зимние шины лучше всего покупать летом или в начале осени – выбор в это время больше, а цены ниже.
Как долго можно ездить на зимней резине?
Если говорить о календаре, то примерно с начала ноября и до начала мая рекомендуется установка зимних шин. Максимальный срок их эксплуатации обычно составляет 5-6 лет.