Важным устройством автомобиля является генератор, который отвечает за энергоснабжение. Если он работает нестабильно, начнутся трудности с запуском двигателя, аккумулятору будет недостаточно тока, чтобы обеспечить работоспособность стартера и других механизмов. Очень важно вовремя распознавать признаки поломки генератора, чтобы не допустить возгорания машины, выхода из строя приборов и других серьезных проблем. В этом материале мы расскажем о самых популярных неисправностях системы и вариантах их устранения.
Как устроен генератор
Чтобы вовремя увидеть поломку, нужно разобраться в устройстве генератора и его функционировании. Деталь представляет собой корпус из алюминия с катушкой статора и ротором на подшипниках внутри. Приводной ремень от коленчатого вала мотора приводит в движение вал ротора. С обмотки статора снимается переменный ток, который становится постоянным за счет мощного диодного выпрямителя. Ток от регулятора напряжения передается на ротор с помощью угольных щеток.
Во время работы генератора происходит выработка около 13,8-14,7 вольт на выходе, чего хватает на запуск мотора, работу бортовой сети автомобиля и подзарядку аккумулятора. При поломке устройства или перебоях в его функционировании АКБ слишком быстро разряжается, а машина обесточивается. Причин поломки генератора множество:
- Износ или коррозия металлических элементов. Происходит чаще всего вследствие длительной эксплуатации, особенно если на детали попадали разрушающие их поверхность и структуру загрязнения.
- Невысокое качество комплектующих, особенно если уже проводился ремонт, и использовались неоригинальные запасные части.
- Нарушение правил эксплуатации машины или ее работа за пределами нормального режима.
- Внешние факторы в виде солей, химических реагентов, перепадов температур, дорожной грязи.
В каких-то случаях удастся ограничиться заменой деталей, например, щеток, коллектора, подшипников, а иногда требуется установка полностью нового агрегата.
Основные виды неисправностей
Признаки поломки генератора в машине зависят от типа неисправности – они бывают механическими или электрическими. В первом случае проблемы связаны с разрушением корпуса, выходом из строя крепежных элементов, подшипников и других деталей. Электрические неисправности связаны с обрывами, замыканием обмотки, поломкой диодного моста или реле-регулятора, а также износом угольных щеток.
О приближающихся проблемах говорят такие «звоночки», как тусклость или мерцание фар, трудности с запуском мотора, подмигивающая или постоянно горящая контрольная лампа на приборной панели. Чаще всего водитель успевает заметить дефекты, вовремя обратиться в сервисный центр, чтобы предотвратить серьезные поломки.
Трудности запуска мотора
Быстрее всего заподозрить неисправность работы генератора можно по трудности запуска двигателя. Происходит это из-за того, что АКБ не хватает заряда, чтобы стабильно обеспечивать прокрутку стартера. Результатом поломки генератора становится разряженный аккумулятор. Он также может перезагружаться, если имеются проблемы с электронным блоком реле-регулятора. Так как генератором вырабатывается больше напряжения, электролит выкипает, а батарея быстро выходит из строя.
Важно отметить, что современные марки авто не заводятся при снижении напряжения в бортовой сети меньше 12 вольт, но батарея продолжить прокручивать стартер.
Износ щеток
Одна из популярных неисправностей генератора связана с быстрым износом щеток. Плотно контактируя с коллектором, они пропускают через себя слишком много тока. Щетки также выходят из строя из-за повышенного образования искр на фоне износа ламелей, разрушения поверхности.
Неисправность детали можно заметить по свечению или морганию индикатора АКБ после запуска двигателя, искрению в области коллектора преобразователя или сильному нагреванию генератора при работе мотора. Для определения проблемы в автосервисе проводят диагностику со снятием щеточного узла, но без демонтажа генератора.
Тусклость или мерцание света фар
Из-за низкого напряжения в генераторе фары могут светить слишком тускло или раздражающе мерцать. Иногда степень их свечения или моргания варьируется на разных оборотах двигателя. В этом случае стоит проверить генератор, его приводной ремень – скорее всего, они не справляются с оказываемой на них нагрузкой. Внутри салона о неполадке может сигнализировать панель приборов: ее подсветка постепенно теряет яркость.
Свист приводного ремня
Некоторые водители жалуются на появление свиста из-под капота непрогретого автомобиля. Это происходит из-за слабой натянутости ремня, отвечающего за приведение ротора в движение. Важно добиться нормального натяжения, чтобы генератор вращался со стабильной скоростью, а АКБ заряжалась без проблем.
На современных авто ремень может приводить в действие насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера, при этом его натяжение выполняется автоматически. Устаревшие модели, наоборот, не имеют автоматического натяжителя, и растянутый ремень придется регулировать вручную.
Мерцание пиктограммы на приборной панели
Тревожным сигналом является горение или мигание на панели приборов значка аккумулятора, что говорит о его невозможности зарядиться. Бортовая система подсказывает, что в таком режиме удастся проехать максимум несколько километров: батарея разрядится, искра не будет передаваться свечам зажигания, и машина встанет. Мерцание может возникать из-за состояния (изношенности) батареи, но часто она выходит из строя из-за переизбытка потребителей. Мультимедийная система, обогрев, вентиляция салона могут забирать слишком много заряда.
Перегрев или разрушение ремня
Некоторые признаки поломки генератора в автомобиле говорят о проблемах с приводным ремнем. Водители могут чувствовать неприятный запах, появление дыма, от ремня могут отслаиваться куски, что говорит о его изношенности и необходимости замены.
Из-за обрыва ремня генератор отключается, но самое страшное – в последствиях: обрывки материала могут оказаться под ремнем привода ГРМ. Из-за этого нарушатся фазы газораспределения, а мотор выйдет из строя. При перегреве ремня, его самопроизвольном разрушении стоит проверить шкив: в нормальном состоянии он легко вращается и не деформируется при нагрузке.
Приводной ремень также может проскальзывать, если не хватает напряжения, или шкив загрязнен попаданием воды, масла. Неисправность можно заметить только при повышенных оборотах.
Повреждение шкива
Этот элемент создается из металла, но остается хрупким и легко деформируется под механическим воздействием или сильными вибрациями. Из-за появления трещин на поверхности шкив быстро ломается, и его потребуется ремонтировать или полностью менять.
Звон или шуршание под капотом
Внутри генератора есть подшипники качения, на которые приходится высокая нагрузка, особенно при повышенных температурах. Они имеют небольшой ресурс работы, поэтому со временем происходит их сильный износ, утеря смазки. На фоне этого водители начинают слышать шум под капотом. При его появлении важно исключить риск перекоса ротора, его подклинивание, а также разрушение подшипников. Иногда проблема кроется в износе муфты. Обе неисправности устраняются посредством снятия и переборки генератора.
Электрический гул
Если происходит замыкание обмотки статора, появляются посторонние звуки, напоминающие электрический гул (похож на гул, издаваемый электрическими двигателями общественного транспорта). Причина замыкания кроется в повреждении изоляции обмотки. Это вызывает падение мощности генератора и быстрый перегрев устройства. Подобную неисправность можно устранить двумя способами: установкой нового статора или перемоткой обмотки. Для этого мастера используют специальные материалы и оборудование.
Бортовая электрическая система автомобиля будет стабильно работать, если исправен генератор. При интенсивной эксплуатации машины агрегат гораздо быстрее выйдет из строя. Не стоит решать проблему самостоятельно: лучше обратиться к сотрудникам нашего сервиса, которые сэкономят ваши деньги, нервы и быстро приведут ваше авто в порядок.