Если ходовая часть автомобиля находится в исправном состоянии, при ее работе не должно возникать каких-либо посторонних звуков. Однако из-за не самого высокого качества дорожного покрытия, особенно в осенне-зимний период, и не всегда аккуратного вождения рано или поздно детали начинают изнашиваться, вызывая появление неприятных звуков. Почему скрипит подвеска в машине, и можно ли устранить эту проблему, рассказываем в нашем материале.
Зачем вообще нужна подвеска?
Ходовая система транспортного средства выступает как буфер между колесами, движущимися по дороге, и кузовной частью. Ее задачи заключаются в следующем:
- повышение комфортности нахождения в салоне за счет амортизации и нивелирования неровностей на дороге,
- обеспечение лучшей управляемости на любых покрытиях, создание уверенного контакта с ними,
- минимизация последствий при попадании в мелкие ямки и на другие препятствия,
- устранение ударной нагрузки на кузов за счет пружин-амортизаторов,
- сохранение стабильности машины при маневрировании.
Если в подвеске начинаются шумы, это ухудшает комфортабельность автомобиля, приводит к снижению управляемости, а самое страшное – способствует быстрому износу деталей.
Когда и как появляются скрип и шум
Статистика говорит, что чаще всего неприятные звуки появляются в передней подвеске, так как именно здесь сосредоточены основные узлы и соединения машины. Усиливают нагрузку и мотор с его элементами, расположенный спереди. Чтобы понять, почему скрипит передняя подвеска или задняя, нужно отслеживать, в какие именно моменты это происходит.
- Движение на неровностях, кочках
Если скрип отмечается в основном во время движения, это говорит о том, что износились эластичные элементы механизма Они создаются из резины, полиуретана и отвечают за минимизацию нагрузки, передаваемой между деталями ходовой системы. Эластичные компоненты легко деформируются, особенно если на машине часто передвигаются по выбоинам и ухабам.
- Во время посадки в машину
В этом случае нужна проверка амортизаторов и шаровых опор: если нагрузка на них неравномерная, происходит деформация стабилизаторов.
- При повороте руля
Постоянный скрип при попытке повернуть руль – довольно раздражающая проблема. Она появляется вследствие износа шин, которые плохо сцепляются с дорожным покрытием и вызывают скрип при маневрах. Износ опор стабилизатора, шаровых опор и амортизатора также провоцирует формирование неприятных шумов.
Причины и способы устранения скрипа
Причин, почему скрипит задняя подвеска, или слышится шум в передней части ходовой системы, несколько – от правильной диагностики зависит быстрота устранения неисправности.
- Сайлентблоки и втулки стабилизатора
Источник скрипа часто лежит именно в этих резиновых деталях. Возникает он по разным причинам:
- износ, следствием которого становятся трещины, люфт, напрямую оказывающие влияние на управляемость;
- ошибки при монтаже, когда сайлентблок сильно или наоборот слабо затягивается – иногда достаточно его просто смазать;
- попадание влаги, реагентов, недостаточная смазка или какие-то внешние дефекты, которые нарушают целостность детали.
Что делать. Проблема устраняется заменой втулки или сайлентблока, но конструкция не всех автомобилей позволяет сделать это, поэтому в ряде случаев придется менять весь рычаг. Ставить рекомендуется качественный оригинал, который отличается улучшенной конструкцией и длительной эксплуатацией. Если скрипит только недавно установленный сайлентблок, нужно использовать специальную силиконовую смазку, чтобы деталь быстрее притерлась и встала на место.
- Шаровые опоры
О проблемах с шаровыми опорами подскажет стук, который появляется при повороте руля. Данный узел рассчитан на 30-150 тыс. пробега, но он зависит от особенностей дорожного покрытия, качества детали и привычной манеры езды. Если вовремя не поменять шаровую опору, растет риск «потери» колеса на резком повороте или при превышении скорости.
Что делать. Деталь легко снимается и заменяется, а чтобы продлить срок ее службы, стоит следить за состоянием резинового защитного кожуха, или пыльника. Он защитит от попадания на опору грязи или пыли.
- Амортизаторы и пружины
Часто ответ на вопрос, почему на «лежачих полицейских» скрипит подвеска, кроется в проблемах с системой амортизации. О неисправности амортизатора говорят подтеки масла, а возникает она из-за трения штока об уплотнитель или отсутствия гашения вибраций. Неровности или плохое покрытие на дороге также приводят к проблемам с пружинами: они быстро изнашиваются, металл стареет, и начинают появляться неприятные звуки. Опасность в том, что острые края металлического изделия легко разрушают опоры пружины из пластика или резины.
Что делать. Если скрип появляется из-за пружин или амортизатора, необходима замена деталей – она выполняется попарно. Базовую проверку можно выполнить раскачкой машины: если кузов качается, придется менять амортизаторы.
- Подшипники
Скрип, шум могут вызывать подшипники, которые располагаются внутри ступиц колес и в узлах рулевой системы. Часто их вызывает попадание мусора, или недостаток смазки. Естественный износ выражается в люфте или чрезмерном нагревании после длительного нахождения в пути. Пережим и неправильная установка также провоцируют появление неисправности.
Что делать. Подшипники можно заменить качественным аналогом, а для начала попробовать очистить их и обильно смазать. Экономить при замене подобных элементов не стоит.
- Рулевая колонка и рейка
Важными деталями рулевого управления являются колонки, рейки, тяги и усилители, которые при поворотах могут быть причиной скрипа. Возникает он по разным причинам – о попадания грязи и мусора внутрь до подтеков в сальниках и износа основных компонентов.
Что делать. Рулевая система является сложной в составе автомобиля, поэтому самостоятельную диагностику провести не получится – нужны определенные технические возможности.
- ШРУСы
Многие владельцы отечественных авто сталкиваются с проблемой износа ШРУСов, который вызывает появление характерного хруста. Он свидетельствует о проблеме в шарнирной системе и износе пыльников: защитный резиновый чехол разрывается, и через него к пыльнику попадают частицы грязи.
Что делать. ШРУСам требуется регулярная профилактика – без нее элементы придут в негодность за несколько дней.
Возможна ли самостоятельная диагностика?
Иногда понять, почему скрипит подвеска в машине на кочках или неровной дороге, можно самому – достаточно провести визуальный осмотр системы. Алгоритм действий при проверке следующий:
- Проверить амортизаторы. О проблемах говорят подтеки. Если их нет, можно раскачать кузов машины со всех сторон: если в ходовой части все в порядке, авто быстро примет исходное положение. Если оно раскачивается, значит, имеются проблемы с амортизатором.
- Проверить шаровые опоры. Неисправность заметна при прямолинейном движении.
- Проверить рулевые наконечники. Проблемы с ними особенно чувствуются при управлении авто, когда происходит наезд на неровности, и система амортизации не справляется с погашением вибрации.
- Проверить ступичные подшипники. Делается это на вывешенных колесах – если при пошатывании появляется люфт, это говорит об износе подшипников.
Неестественная форма элементов подвески, ее деформация, сколы и трещины также могут сингализировать о неисправностях ходовой части.
Скрип есть, но подвеска в порядке: что делать?
Иногда диагностика показывает, что поломок в ходовой части нет. Откуда же возникает шум:
- трение покрышек о колесную арку с задеванием подкрылок, если шины и арки подобраны или установлены неправильно;
- переизбыток давления в колесе, что при поворотах вызывает появление скрипа;
- попадание грязи и мусора в тормозные колодки, которые при торможении издают неприятные звуки;
- износ резиновых элементов в креплении глушителя, когда люфт становится причиной скрипа.
При появлении любых сомнений рекомендуем обратиться за диагностикой в профессиональный центр, где опытный мастер на вибростенде сможет определить источник инородных звуков в ходовой части.
Как предотвратить скрип в подвеске
- Вовремя проходить плановое ТО в соответствии с регламентом.
- Следить за непонятными звуками и сразу определять источник их возникновения.
- Своевременно обращаться в сервисный центр для проведения диагностических мероприятий.
- Не экономить на деталях. Лучше сразу купить оригинальные и качественные аналоги от производителя, чем по итогу потратить еще больше средств на дорогостоящий ремонт.
Больше всего нагрузка на ходовую оказывается зимой, когда состояние дорог резко ухудшается. Стоит взять за правило каждую весну проводить диагностику ходовой части авто: оперативная реакция и замена узлов предотвратит траты на серьезный ремонт.