Проблемы с разгоном автомобиля не только напрягают водителей, но и могут стать причиной опасного поведения на дороге. Часто это связано с тем, что пропадает тяга, или снижается мощность машины. Происходит это из-за разных проблем, которые могут быть сосредоточены в работе тормозов, системы впрыска, свечах зажигания и других компонентах мотора. В этом материале мы разберем основные причины такого «поведения» авто и расскажем, что делать, если пропала тяга двигателя.
Почему может пропадать тяга
Сила тяги двигателя является силовой характеристикой автомобиля, под которой в легковом и грузовом транспорте часто подразумевается мощность мотора, измеряемая либо в кВт, либо в лошадиных силах. Приведение машины в движение происходит за счет того, что тепловая энергия топлива в ДВС трансформируется в механическую, а затем передается на коленный вал.
Снижение мощности выражается в проблемах с запуском авто, малым ускорением при разгоне, повышением расходования топлива, невозможностью набора нужной скорости движения. Почему пропадает тяга? Ответ на этот вопрос может заключаться в разных проблемах, которые можно сгруппировать по нескольким категориям.
Топливная система
Падение мощности автомобиля часто кроется в неисправностях элементов топливной системе. Прямая связь между мощностью двигателя и динамикой автомобиля отображается в характеристиках топлива: чем оно качественнее, тем стабильнее будет работа машины. Самое опасное в том, что плохой бензин повышает риск детонации, а это приведет к повреждениям поршневой группы.
Какие сбои в работе топливной системы нарушают тягу двигателя:
- Засорился фильтр. В топливном фильтре образуются отложения, загрязнения, которые усложняют прохождение топлива по нему и тем самым ухудшают силовые свойства машины. Стартер будет проворачивать двигатель, но из выхлопной трубы не будет запаха топлива. О засорении может свидетельствовать давление ниже установленных нормами показателей.
- Топливный насос не исправен. Из-за этого в магистрали не будет создаваться нужный уровень давления топлива, и мотор просто не сможет стабильно работать. Проблемы с эксплуатацией бензонасоса приводят к невозможности запуска мотора или потере его мощности, появлению шумов, снижению мощности при разгоне.
- Засорились или не исправны форсунки. Они отвечают за впрыск топлива. При нарушении этого процесса теряется мощность мотора, и расходуется больше бензина, так как топливо плохо распыляется. При неправильном впрыске в сочетании с большим количеством топлива в камере сгорания мотор будет запускаться с проблемами, особенно в холодное время года.
- Низкий напор топлива. Если регулятор давления или топливный насос работают с перебоями, в системе будет отмечаться недостаточный набор топлива. Это можно будет понять по невозможности завести двигатель, который будет глохнуть. Если топливным насосом создается слишком слабое давление, потребуются специальные замеры, и проверка качества работы фильтра.
Как понять, что потеря тяга происходит из-за топливной системы:
- Показатели мощности становятся ниже, при этом водитель отмечать, что при попытках ускориться или на скорости пропала тяга.
- Транспортное средство двигается с рывками, скачками, нет никакой плавности, особенно при ускорении.
- При запуске долго крутится стартер, но завести машину получается с трудом или не получается вовсе.
- Холостой ход отличается неровностью и неустойчивостью поведения автомобиля.
Как устранить проблемы:
-
Регулярно проверять состояние топливного фильтра при плановом техническом обслуживании, чтобы не допустить засорения.
-
Проверять, исправно ли работает топливный насос, при необходимости менять его.
-
Прочищать и менять неисправные форсунки.
-
Контролировать давление подаваемого в системе топлива и восстанавливать его до нормальных значений.
Зажигание
Задача этой системы – формировать искру в момент, когда начинается работа мотора. Это сложное устройство из приборов и компонентов, от которых зависит функционирование силовой части машины. При этом индикатором «здорового состояния» ДВС выступает свеча – именно она помогает определить слабые места мотора. О многом расскажет цвет главного электрода:
- черный говорит о повышенном расходе топлива и плохой работе инжектора мотора,
- светлый или серый электрод сигнализирует о перегревании свечи,
- красный или кирпичный нагар свидетельствует о плохом бензине, содержащем присадки.
Внешне проблемы с системой зажигания можно узнать по следующим проявлениям:
- Нестабильная работа мотора, который дергается при попытках ускориться.
- Потеря мощности при невозможности развить достаточную скорость движения.
- Трудный запуск, сопровождающийся длительным кручением стартера.
- Появление детонации, или стуков в двигателе во время его работы.
- Нагар на свечах зажигания, говорящий об их выходе из строя.
Если пропадает тяга на ходу машины или во время ускорения, нужно рассмотреть следующие варианты неисправностей в зажигании:
- Низкокачественные свечи. От их износа или полной неисправности зависит качество детонации топлива. Рекомендуется менять их каждые 30 000 пробега, так как бензин содержит огромное количество присадок, увеличивающих октановое число. Плохое топливо приедет к износу электродов.
- Неисправности механизмов и деталей – катушки, проводов, клемм, датчиков зажигания.
- Неправильная регулировка, результатом которой становится некорректный момент зажигания.
Для устранения неисправностей нужно подбирать качественные свечи зажигания. От них зависит стабильность работы элементов мотора, показатели его мощности, уровень расходования топлива. Иногда водители замечают, что пропадает тяга на оборотах – на низах, до 3000 оборотов. В некоторых случаях проблема объясняется заправкой топливом низкого качества, поэтому стоит начать с замены АЗС. Если и с другими заправками происходит то же самое, чаще всего нужно проверить именно свечи зажигания, когда нарушен регламент их замены.
Также нужно проводить своевременное техническое обслуживание системы зажигания с проверкой всех элементов – от катушек до датчиков. Момент зажигания может быть скорректирован на диагностическом оборудовании в сервисном центре.
Подача воздуха
Основное назначение впускной системы – это впуск нужного для работы силового агрегата объема воздуха, чтобы создавалась топливно-воздушная смесь. Это устройство взаимодействует с силовой частью машины, механизмом рециркуляции отработавших газов и другими узлами, отвечающими за удобство управления двигателем. Если резко пропала тяга из-за нарушения в подаче воздуха, это можно выражаться в следующих проявлениях:
- Машина плохо разгоняется, при этом на ускорении достигается недостаточная мощность.
- Движение при повышении скорости происходит с рывками, но набрать нужный скоростной режим не получается.
- Движение на холостом ходу неровное, отмечаются перебои в работе двигателя.
- При нажатии на педаль газа автомобиль реагирует с замедлением.
Вызвать потерю тяги могут следующие причины:
- Засорившийся фильтр, из-за которого в систему впуска не может проникнуть воздух.
- Появление нагара на дроссельной заслонке, что мешает плотному закрыванию и приводит к ее заклиниванию.
- Неисправные датчики, клапаны системы впуска.
Что нужно сделать для устранения проблем:
- Регулярно ставить новый воздушный фильтр, чтобы свести к минимуму риск засорения, а также обеспечить двигатель нужным объемом воздушной смеси.
- Следить за состоянием дроссельной заслонки, датчиков, клапанов, проводить их ремонт или замену.
Выхлопная система
Выхлопная система отводит и очищает отработавшие газы автомобиля, а также подавляет его шумы. От стабильности работы механизмов и узлов зависит производительность мотора. Причины, что пропала тяга двигателя, иногда лежат в неисправностях работы катализатора, глушителя, датчиков выхлопа. Они могут выражаться в следующем:
- Ухудшается динамика движения автомобиля: он теряет мощность или теряет в управлении при ускорении. Происходит это из-за того, что поступающее топливо сжигается не полностью. Двигатель работает нестабильно с появлением рывков, скачков.
- Появляется дым сизого или черного цвета, что приводит к плохому запуску авто, неустойчивости работы мотора и высокой токсичности выхлопных газов.
- Когда двигатель работает неправильно, он расходует больше топлива – иногда превышение достигает от 5% до 15%.
- Производительность мотора снижается, так как газораспределение происходит нестабильно, тяга ухудшается, на внутренних деталях постепенно накапливается копоть.
Тяга может ухудшаться из-за следующих неисправностей выхлопной системы:
- Засорение катализатора отложениями, вследствие чего отработанные газы не могут свободно выходить. Катализатор первым «встречает» выхлоп и очищает его от загрязнений токсичных соединений. Но если используется топливо низкого качества, или фильтрующие элементы не заменены вовремя, пропускная способность катализатора снизится, будут накапливаться загрязнения, что приводит к падению производительности двигателя. Поврежденный, а также загрязненный катализатор негативно влияет на состояние мотора, снижая его тяговые характеристики.
- Повреждение глушителя, ограничивающего выход отработанных газов и ухудшающего их отвод. Этот механизм отвечает за гашение вибраций, звуковых волн.
- Выход из строя датчиков выхлопа, что мешает нормально управлять автомобилем. На эти компоненты оказывают воздействие высокие температуры, снаружи корпуса может появиться коррозия. В конечном счете неисправности датчика отразятся на потере управляемости, повышенных выбросах, увеличении расхода топлива и снижении мощности двигателя.
Для устранения описанных выше проблем иногда достаточно просто почистить катализатор или заменить изношенные детали. В любом случае потребуется сдать автомобиль на диагностику, чтобы мастера сервисного центра могли определить причины неисправностей.
Механические детали мотора
Плохие тяговые характеристики могут наблюдаться при дефектах механических узлов мотора. В чем они проявляются:
- Появляются стуки, скрежет при работе двигателя, что может говорить о поломках в разных механизмах.
- Теряется мощность транспортного средства, что отмечается во время движения невозможностью развить нужную скорость.
- Дымит выхлопная труба, что часто связано с износом деталей или узлов ДВС.
Если пропадает тяга при разгоне, стоит проверить двигатель на предмет его повреждений или износа. Механические дефекты часто случаются с поршневой группой, цилиндрами, валами. При их выявлении в сервисе проведут полную диагностику и предложат замену изношенных компонентов.
Турбонаддув
Турбированные двигатели считаются мощными, эффективными, но они сильно нагреваются, а под высоким давлением часто происходят проблемы с работы узлов. Но иногда в турбонаддуве происходит потеря тяги мотора, что сопровождается следующими признаками:
- Ухудшаются показатели динамики, и авто теряет мощность во время ускорения, а также при движении на высокой скорости.
- Из выхлопной трубы «валит» большой объем дыма.
- Появляются ошибки в управлении транспортным средством.
Причины неисправностей в турбине:
- Износ механических деталей или появление повреждений.
- Засорившийся интеркулер, ухудшающий работу турбонаддува и приводящий к потере тяги. Помогая «выжать» из машины максимум, этот элемент очень быстро изнашивается под высокими нагрузками. Он может выйти из строя из-за механических повреждений, например, при попадании авто в ДТП, а также вследствие накапливания загрязнений.
- Проблемы с электроникой, датчиками, вследствие чего давление подается с перебоями.
Как устранить проблемы в турбонаддуве:
- Проверить и заменить поврежденные компоненты (иногда достаточно ее ремонта).
- Провести очистку интеркулера, чтобы восстановить работоспособность турбонаддува.
- Вовремя выявлять неисправности электроники, датчиков – это можно сделать только на диагностических стендах.
Поломки датчиков
Почему пропадает тяга у машины? Для уточнения причин этого явления стоит уделить внимание состоянию различных датчиков:
- ДПКВ. Этот датчик говорит о положении коленчатого вала. Если произошло нарушение его цепи, о неисправности будет сигнализировать лампа Check engine. Мастер должен осмотреть целостность детали, убедиться, что зазор между нею и зубчатым венцом нормальной величины. Часто проблему легко решить просто восстановлением нормального контакта в электрической цепи или установкой нового датчика.
- ДТОЖ. Этот датчик контролирует температуру охлаждающей жидкости. Если он вышел из строя, это приведет к нарушению работы двигателя и падению тяги.
- ДПДЗ. Датчик контролирует положение дроссельной заслонки. При наличии обрыва в цепи обороты мотора не будут снижаться ниже 1500 оборотов. Решается проблема чисткой дроссельного узла и восстановлением качества контакта.
- ДМРВ. Датчик контролирует массовый расход топлива. При его выходе из строя потребуется проверить целостность и заменить новым устройством.
- Датчик детонации. При неисправностях отсутствует детонация в работе силового узла, а также снижается мощность мотора. Для решения проблемы потребуется восстановление целостности контактной группы и установка нового датчика.
Делаем выводы
У машины пропала тяга. В чем причина? С такой проблемой сталкиваются многие водители. Какие выводы можно сделать:
- тяга двигателя может пропасть по разным причинам – от банального использования дешевого топлива до серьезных неполадок в работах основных систем и механизмов автомобиля;
- большая часть неисправностей может быть обнаружена и устранена только в сервисных центрах, а самостоятельные попытки приведут к более серьезным поломкам.
Если вам нужны качественные комплектующие к различным системам легковых и грузовых автомобилей, вы можете обратиться в компанию «АвтоChina». Мы работаем в Екатеринбурге, но доставляем изделия по всей России, а также в страны СНГ. Мы также ждем вас в нашем автосервисе. По всем вопросам звоните по указанным телефонам.