В большинстве современных автомобилей установлена жидкостная система охлаждения двигателя. В ней происходит циркуляция охлаждающей жидкости по малому и большому контуру, а за своевременность перенаправления между ними отвечает термостат. Задача этого узла – поддерживать статичную (постоянную) температуру. При правильной работе охлаждающая жидкость в двигателе будет сохранять оптимальную температуру. Иногда устройство выходит из строя. Как понять, что термостат не работает, и как решить возникшие проблемы?
Что такое термостат в автомобиле
Термостат – это небольшой прибор, отвечающий за автоматическое поддержание температуры в замкнутом контуре, а именно в системе охлаждения силового агрегата. В машине механический клапан гарантирует регулирование антифриза в системе, а также выполняет следующие функции:
- Прогревает двигатель до достижения рабочей температуры, так как обеспечивается своевременное перенаправление потоков жидкости по двум кругам.
- Защищает мотор от перегревания. При превышении расчетных температур появляются неисправности: идущий из-под капота пар, падение мощности мотора, посторонний шум при его работе, запах антифриза в салоне.
- Нагнетает в салон машины теплый воздух (без термоэлемента поступал бы только холодный воздух).
В чем суть работы термостата
Отвечая за перенаправление антифриза между большим и малым контуром, термостат открывается, когда жидкость нагревается до определенной температуры, и закрывается, когда температура падает. Подобные переключения при работе двигателя происходят постоянно, поэтому важно, чтобы узел был исправным.
Конструктивно представляет собой небольшую колбу, внутри которой находится специальный воск. В ней же имеется толкатель из металла с прикрепленным к нему клапаном термостата. Термоэлемент располагается под капотом авто, в контуре системы охлаждения – до радиатора или после него. Как работает термостат в автомобиле:
- Пока температура жидкости не выше 80 градусов, воск твердый, а клапан находится в закрытом положении.
- Повышение температуры запускает процесс плавления воска, он расширяется, выталкивается стержень с клапаном.
- После открытия клапана антифриз циркулирует по малому и большому контуру.
- Достигается рабочая температура, в результате чего клапан перекрывает малый контур, а жидкость перемещается по большому.
В некоторых автомобилях установлены термоэлементы с электронным управлением. В них за реакцию на нагрев отвечает не воск, а специальный датчик.
Признаки неисправностей термостата
Термостат представляет собой исполнительное устройство, на которое передаются команды от электронного блока. Бортовая система самодиагностики может среагировать при появлении неполадок в этом элементе. Признаки того, что не работает термостат:
- Двигатель постоянно перегревается, о чем говорят сигнальные лампы на панели приборов, или стрелка датчика температуры мотора. Если не показывается рабочая температура, это говорит о закисании термостата в открытом положении или его закрытии не до конца. Если двигатель прогревается, но медленно, это может свидетельствовать о заклинивании элемента.
- Система охлаждения не включается, что скажется на быстром перегревании двигателя.
- Из вентиляции поступает холодный воздух. Происходит это из-за того, что двигатель не может прогреться и подавать тепло в теплообменник отопительной системы салона.
- Резкие перепады температуры двигателя также могут говорить о наличии проблем. В норме температура при его запуске меняется: после пуска она медленно растет (в движении увеличивается быстрее) и устанавливается на уровне 90-100 градусов.
Мотор может перегреваться из-за низкого уровня антифриза или использования некачественной продукции, забитого грязью радиатора или проблемах в работе системы охлаждения. Если самостоятельно определить источник неисправности не удается, лучше обратиться к специалистам автосервиса.
Самые распространенные неисправности
Наиболее часто диагностируются следующие проблемы в работе термостата:
- Заклинивание
Если клапан заклинило в закрытом положении, двигатель перегревается при любом режиме движения и любой температуре, даже в небольшой минус. Происходит это по разным причинам – от использования некачественного антифриза до коррозии в системе охлаждения. Заклинивший элемент будет быстрее изнашиваться из-за нарушения температуры. Проблему легко определить по следующим признакам:
- при закрытом клапане при срабатывании датчика заслонка не открывается, и антифриз нагревается;
- при неплотно закрытом клапане жидкость сразу идет на большой круг, не достигая нужной для работы мотора температуры;
- резкое падение стрелки, отвечающей за температуру двигателя;
- утечка охлаждающей жидкости из корпуса термостата.
На фоне заклинивания система охлаждения может работать некорректно, особенно если клапан остался на среднем положении.
- Утечка антифриза
Происходит из-за испорченной прокладки, при этом элемент закисает в открытом положении, а двигатель не может достичь рабочей температуры. О проблеме говорят датчик на панели, а также отсутствие горячего воздуха в вентиляции. Результатом станет повышенный расход топлива, преждевременный износ деталей: из-за увеличения зазоров не будет нужной смазки, поэтому силовой агрегат будет работать в не подходящих температурных условиях.
Если клапан закис в закрытом положении, антифриз не может поступить в радиатор, не охлаждается, что станет причиной перегрева двигателя. Такая поломка опасна:
- из-за закипания антифриза повысится давление в системе охлаждения, и она может не выдержать такой нагрузки;
- перегретый двигатель приведет к деформации ГБЦ или ее заклиниванию, что сделает ремонт дорогим удовольствием.
- Раннее или позднее открывание клапана
Раннее открывание приведет к тому, что двигатель не сможет прогреться до нужной температуры или будет делать это слишком долго, а печка не сможет обеспечить теплом салон. Причина проблемы часто кроется в установке неоригинального устройства, которое не рассчитано на температурный диапазон конкретного мотора. Иногда сбой происходит из-за электроники, отвечающей за контроль теплового режима. Слишком позднее открывание термостата повышает риск перегревания двигателя.
Способы проверки термостата
Как проверить, работает ли термостат на автомобиле? Сделать это можно двумя способами - без снятия детали и с проведением демонтажа.
Проверка без снятия термостата
Выполняется вручную и предполагает выполнение нескольких действий. Сначала запускается двигатель, и контролируется степень прогревания мотора по датчику температуры. Открывается капот, а в моторном отсеке на ощупь оценивается температура верхнего и нижнего патрубков в системе охлаждения:
- Быстро теплеющий верхний патрубок (он является подводящим) говорит о «зависании» термостата в отрытом положении и прохождении антифриза по большому контуру.
- Холодный патрубок на фоне повышения температуры говорит о заклинивании в закрытом положении, когда в радиатор не может поступить антифриз.
Проверка со снятием термостата
Непростой способ диагностики предполагает демонтаж элемента и его погружение в кипяток. Алгоритм действий следующий:
- Снятие термостата и оценка его корпуса. Приоткрытая тарелка клапана говорит о неисправности термостата, поэтому диагностику можно заканчивать. Если она в нормальном состоянии, нужно найти маркировку температуры, при которой открывается клапан.
- Погружение в воду. Термостат погружается в емкость с холодной водой (без соприкосновения с дном), где уже поставлен термометр до 120 градусов.
- Нагревание емкости. Емкость ставится на плиту и нагревается, при этом нужно следить за температурой, при которой произойдет открывание клапана.
О неисправности говорит несовпадение температуры, указанной в маркировке, и температуры, при которой откроется клапан. Деталь не подлежит ремонту, поэтому при ее неработоспособности потребуется замена. В магазинах предлагаются термостаты с разной температурой открытия клапана. При выборе стоит учитывать разные нюансы – исправность работы системы охлаждения, склонность мотора к перегреву при высокой нагрузке.
Что будет, если ездить без термостата?
Некоторые владельцы автомобилей снимают этот элемент, чтобы защититься от летних перегревов. В результате происходит принудительное включение большого контура охлаждения. Однако такое решение – демонтаж – чревато неприятными последствиями:
- перестанет работать режим подмешивания антифриза, малый круг не будет перекрываться, что приведет к локальным перегревам,
- жидкость будет циркулировать в системе с нарушениями,
- недогретый силовой агрегат будет быстрее изнашиваться.
Лучше и безопаснее для автомобиля уделять внимание термостату: вовремя его менять, контролировать температуру открытия.
Делаем выводы
Задача термостата – переключать циркуляцию антифриза по малому и большому контуру в системе охлаждения. Он срабатывает при определенной температуре, а нерабочее состояние приведет к перегреванию мотора и серьезным поломкам. Большая часть неисправностей связана с нарушениями в открывании и закрывании клапана. Диагностику термостата можно выполнить самостоятельно, но при его неисправности ситуацию спасет только ремонт.